Возможно именно из-за появления Gundam последующие сериалы, такие как Evangelion и Macross и многие другие, ведущие персонажи преимущественно находятся в отрочестве и бросаются в пекло войны, садятся в гигантских роботов и неожиданно начинают ими управлять. Какие культурные предпосылки были к тому, что эти персонажи стали популярными?
Потому что спонсорами являются производители игрушек. Вы все смеетесь, потому что думаете, что я шучу, но это более чем 50% правды.
Мы вынуждены стеснять себя этим. Мы вынуждены сделать что-то, чтобы удовлетворить этих спонсоров-производителей игрушек, поэтому мы вынуждены создавать сценарии, в которых было бы возможно использовать роботов, которые производители игрушек намерены продавать. Подумайте об этом – если с одной стороны, у вас 18-тиметровый, 20-тиметровый высоты робот, который может быть управляем и выглядеть как человек, вы не можете ожидать передвижения этих роботов в мире, подобном Земле с её гравитацией. И з-за этого исключения, вы вынуждены управлять роботом в космосе, где у вас нет гравитационных проблем. Поэтому мы были вынуждены поместить битвы в космос.
У нас также было стеснение иного плана: производители хотели выпускать игрушку за игрушкой за игрушкой, притом каждую неделю, что означает, что вы вынуждены постоянно вводить новые доспехи и новое оружие. Это вмешивается и в концепцию истории, где вы вынуждены уделять огромное внимание финансовым возможностям, чтобы оплачивать эти вещи, означает это и вовлечение правительств, и при этом подразумевается, что крупные правительства вовлекаются в космические баталии.
Как уже было отмечено, мы не можем позволить этим роботам оперировать на Земле из-за гравитации. Даже на Луне с гравитацией есть проблема, поэтому мы захотели использовать как-нибудь пространство между Землей и Луной. И потом встал вопрос: «Можем ли мы создать некое подобие правительства, которое бы существовало в рамках этого космоса» - и конечно, ответ к нам пришел – создать космическую колонию.
И конечно, относительно этих детей, у которых нет тренировки: как же они вдруг способны управлять этими гигантскими комплексами оборудования, неважно робот ли это, танк или вооружение? Так вышло потому, что мы были вынуждены прибегнуть к некоторым объяснениям. И оно выразилось в том, что имеет место некое экстрасенсорное восприятие.
Сказав это, я однако осознаю, что это звучит как старая концепция. Её было больше 30 лет на момент, как мы стали её использовать. Более того, в первом сериале Gundam главный герой Amuro – это человек с экстрасенсорными способностями, но он считается ньютайпом, обладающим экстрасенсорными способностями. Хотя мы и называем их нюьтайпами, но трудно определить, что же «ньютайп» означает. Это было до недавней поры, когда мы смогли определиться с указанной концепцией.
Как вы знаете, мы сейчас вовлечены в обстановку перед лицом множества внешних вызовов. Всё меньше энергетических ресурсов, доступных в мире. Когда мы понимаем, как ужасна ситуация, в которой мы находимся, мы не можем зависеть от экономических теорий и ли прошлой человеческой истории, работающих на нас если мы хотим продолжить выживать на Земле в течении следующей 1000 лет.
Полагая, что нам нужен новый тип мышления, всё большое число людей понимают, что нам нужно изменить наши пути развития. И, как мы видели даже в Японии, у нас есть люди, заявляющие, что мы вынуждены открыть новый тип цивилизации, чтобы продолжить выживать.
30 лет назад мы заявили об Амуро, как о ньютайпе нашего бытия. Однако, он не был во главе своего времени, потому что мы осознаём сейчас, что внезапные мутации так просто не появляются. В обществе была необходимость в ньютайпе человечества. И фактически сегодня в нашем обществе мы тоже отмечаем потребность в ньютайпе нового мышления, ньютайпе нового человечества. И так как в этом была нарастающая необходимость, множество людей полагали, что вполне возможно рождение ньютайпа. Другими словами, эта фикция становилась всё ближе и ближе к фактам.
У Амуро была уникальная способность, но она была объективно ограничена управлением Gundam. Однако, разновидности ньютайпов среди людей, что нужны сегодня в мире, превосходят даже способности Амуро, потому что когда мы осознаём истощаемость природных ресурсов, мы задумываемся, как же люди смогут выжить в ближайшие 10000 лет? Я думаю, что Амуро это простейшее из того, что человечество сможет достичь в будущем. Это вопрос, который я обдумывал в течение последнего года или вроде того. Этот концепт я бы хотел развить в будущем.
Поэтому я верю, что хотя я не смог выразить все эти идеи в Gundam за последние 30 лет, я убежден, что люди, смотревшие их, равно молодые люди или взрослые, уже сделали что-то с этими концепциями. Были большие ожидания по поводу возможностей будущего для человеческих существ. Более того я верю, что основание Gundam полностью отлично от других работ, что я упоминал. Так что я бы хотел реально закричать на вас: даже не пытайтесь сравнивать Gundam с ними.
Я уверен, вы знаете о памятнике Gundam, установленном в Одайбо. Когда мне впервые объяснили проект, я пришел в замешательство и сказал, что у меня не хватает воображения представить, как бы это могло быть, и я был против проекта. У вас есть этот большой проект, выглядящий дёшево и безвкусно. Однако, как вы обратили внимание, я реально продвинулся и чувствую огромную силу и мощь от этого большого робота в Одайбо. Он реально зациклен на том, что я называю цветами, подобными игрушечным. Эти цвета не сочетаемы с цветами настоящего оружия и инструментов разрушения. А эти увета миролюбивы. Счастливые цвета, их виды, те которые нравятся детям. И эти цвета воодушевляют дюлей на следующие слова: «Не сдавайтесь. Имейте великие ожидания и великие надежды по поводу будущего человечества».
Дети становятся немного взволнованными, и концепции, представленные этими миролюбивыми, подобными игрушкам. Цветами значительно отличаются от того, что продвигается менее восторженными политиками и другими лидерами экономики в нашей стране. Это идея потратить 1,170 миллионов иен на большой музей художественного искусства и аниме. Я верю, что это вообще не тот путь. Фактически они отдельно вкладывают деньги в строительстве, но у них нет денег, чтобы его начать. Я убеждён, что эти надежды и ожидания от просмотри этих счастливых красок отличны от мира, где дела ведут политики. Я сильно возражаю против этого. Фактически, я надеюсь, что эта Одайба послужит нам некой разновидностью Статуи Свободы, чем-то, что будет непреклонно стоять и вдохновлять людей. Это были даже не совсем мои слова, так как я негативно отношусь к проектам, когда их мне предлагают. Мой друг, довольно известна персона, знаменитый человек в Японии, сказал, что (робот в Одайбо) в скором времени станет Статуей Свободы для нового поколения, и он был абсолютно прав. Чувствую даже некоторую привилегию, что есть кто-то такой проницательный находится возле меня. Я бы опять хотел обратить внимание, что ни в коем случае не сравнивайте Gundam с чем-нибудь ещё. Это не просто история про роботов. Это не просто аниме. Он гораздо глубже и более ценно, чем всё это. Несмотря на тот модерновый тон, который я задействовал до нынешнего момента, он достаточно красив.
Я помню, как много лет назад в старшей школе смотрел Gundam. Это большая честь для меня видеть вас и воспоминания о всех этих чудесных историях опять. Мой вопрос касается вашего высказывания об опасности всецело полагаться на компьютерные технологии. Можете немного поподробнее рассказать о негативных аспектах как результатах передоверия к этим технологиям при работе? Я спрашиваю потому, что даже в мире журналистики мы сталкиваемся с аналогичными вызовами. Я вижу всё больше и больше журналистов, не занимающихся расследованиями, но занимающихся ими в интернете или посредством своего компьютера и письменных историй на основе их. Фактически в моей компании есть люди, этим занимающиеся, и когда я смотрю на них, я вижу. Что они не хотят встречаться с людьми. Они даже не хотят взаимодействовать с другими людьми. Они не хотят выходить в сферу деятельности, когда я вижу этих людей, у меня порой складывается впечатление, что они безнадёжны, и я не пытаюсь их изменить. Что бы можно было предпринять, чтобы справиться с этой ситуацией?
Мы говорили о компьютерах в целом, но я имел ввиду компьютерные системы, когда говорил о компьютерах. Когда я думаю о компьютерных системах, я думаю, что единственный путь описать нормальную компьютерную систему – это высокоразвитая бюрократическая система. Об этом в целом надо много говорить, поэтому позвольте мне немного прокомментировать эту ситуацию. Когда система создаётся, для этого есть чудные причины. Люди хотят создать что-то чудесное и хорошее, но однажды стабильная система начинает развиваться по своему собственному усмотрению, после чего система существует ради собственного продолжения. Другими словами, система становится более важной, чем её оригинальная концепция, которой предполагалось служить людям. Вот, что я имею ввиду, когда говорю, что в нащи дни компьютерная система похожа на высокоразвитую бюрократическую. Мы уже наблюдали подобную ситуацию в истории, до того как мы не вернулись к династиям. В Китае вы увидите, что хотя системы были запущены исключительно для поддержания текущего руководства и формы правления, ни одна из них не продержалась более 300 лет, потому что сверх этого времени люди потеряли видение того, ради чего система была создана. Люди в системе работают только на то, чтобы удержать её на плаву. Мы видели аналогичное и на Западе. Они начали с империализма, потом дошли на монархий, а потом и до колонизации. Они прошли чрез все эти системы, которые создавались для поддержки текущих форм власти, но ни одна из них не продержалась долго. Я знаю, что это звучит риторически и много пустых слов, но я убеждён, что мы уже в системе без ужасных опасений о её ограниченности. Когда вы исследуете сеть, вы в системе, и вы ограничены ей. Вы просто дети в этой системе.
Другая вещь, на которую бы я хотел обратить внимание: часто говорят, что даже гении не спасали мир. Давайте поразмышляем над значением этих слов. Когда вы смотрите в прошлое, оборачивайтесь на свой собственный опыт. Я думаю, вы согласитесь со мной, что ни один гений не спас мир. Единственная вещь, которую гении когда-либо сделали, так это то, что они увеличивали потребление в обществе.
Таким образом вопрос сводится к тому, почему гении ни разу ни спасли мир. Это потому, что они мыслили только сами по себе. Это сводится к тому, о чём вообще был вопрос. Я верю, что человеческие существа есть социальные животные. Мы должны вместе работать как коллектив, мы должны вместе работать в группах.
Я убеждён, что есть путь решения текущей проблемы. Мы вынуждены опять вернуться к идее, что человеческие существа есть существа социальные. Что бы это значило в данной фундаментальной форме? Это значит, что если вы создали ребёнка, то должны и взрастить его и воспитать. Когда я оборачиваюсь назад к моему поколению, когда я вспоминаю свою собственную жизнь, если кто-то спрашивал меня, смотрели бы вы на вашего ребёнка? Видите ли вы своего ребёнка каждый Божий день? Воспитываете ли вы вообще своих детей? Я бы сказал, что нет. А я как отец провалился.
Поэтому это очень трудно растить детей так, чтобы они стали социальными существами, когда мы не обучали их в период их детства и социальной инфантильности. Фактически я ощущаю эту концепцию много лет. Я нарочно использовал похожую фразу в скриптах к Gundam, и та фраза звучит следующим образом: «skin-to-skin communication» (?общение кожа на кожу?). Мы были вынуждены найти больше skin-to-skin communication. Если говорить искренне, то мы люди, которые уже потеряли эту манеру общения.
Единственный путь решения проблемы – это стать социальными существами. Другими словами, надо растить наших детей более семейными. Высказав это, однако, я думаю, что много людей озабочены этой проблемы и озабочены необходимостью внедрить в жизнь решение проблемы. Однако, я верю, что ответ весьма прост и прямо перед глазами, мы потеряли способность воплотить в жизнь это решение.
Люди всегда меня просят дать простой пример, но эти примеры не достаточны просты. Я имею ввиду то, что я пытаюсь дать пример того решения, которое мы знаем, но это более трудно воплотить жизнь, чем вы можете поразмыслить. Как пример этого в обществе есть много людей, которые получают астрономические суммы зарплаты и находятся в разоряющихся компаниях или организациях, а они продолжают получать подобные высокие зарплаты и не стыдятся этого. Они абсолютно не смятенны этим. И не хотелось бы посвящать больше времени этой теме.
Когда с нами разговаривал мистер Miyazaki, он сказал, что каждому фильму отведено своё время. Может быть 30, может быть 20, а Gundam уже почти 30. Как вы думаете, есть ли что сказать Gundam современному поколению молодых японцев? Я знаю, что много (Gundam) говорит 40-летним специалистам в сфере роботехники; они все сказали, что стали такими специалистами исключительно из-за Gundam. Но думаете ли вы, что Gundam ещё может сказать что-то детям? Может ли Gundam продолжить существовать?
Я уже сказал вам ранее о своих концепциях по ньютайпам, представленных в оригинальном Gundam, и они нам нужны в обществе наших дней. Конечно, как я отметил ранее, фикция становится более близкой к факту. Это очень печальная ситуация в то же время, что у Gundam есть, что нам сказать и что мир сваливается к той точке, когда нам потребуется Ньютайп. Более того я верю, что истории Gundam, особенно те, что касаются Ньютайпа, очень удачно подходят современному поколению. Конечно, поэтому и нет вопроса, будет ли Gundam популярен в грядущие годы.
Относительно вашего вопрос, я бы хотел отметить, что мистер Miyazaki говорит о завершенных работах. Однако, Gundam не оконченная работа, а просто концепция. Более того, не думаю, что вы можете нас обоих сравнивать вообще.
Вы отметили ранее, что Японская анимационная индустрия начинает деградировать. Но это ухудшение не будет протекать вечно. Что, как вы думаете, позволит возродить анимационную индустрию в Японии?
Опять это относится к ответу, который я уже дал ранее. Если бы я знал, что смогу производить хиты весь следующий год, то я бы не боролся и не получил ущерб каждый день. Я не могу дать ответ, почему мы боремся.
Я верю, что когда мы смотрим на культурное закулисье, что даёт возможность взлёта новым работам вне зависимости от века, эры, страны, люди ведь в своей сути социальные существа. Они не могут помочь, ибо находятся под влиянием тех времён, в которых они живут, неважны хороши ли времена или трудны, и не важно восстают ли они против них или симпатизируют этим временам. Они могут отторгнуть себя от реальности, в которой они живут. Мы находимся в состоянии экономического кризиса. Говорят, что в ближайшие 2 или 3 года мы увидим некоторые замечательные новости. Люди в своих 20-ти или 30-ти не могут помочь, но могут быть подвергнуты этому влиянию. Я думаю, вы скоро разглядите взрывную силу искусства, и в некоторых аспектах, выражения людей, когда экономика опять начнёт концентрироваться. Это не совсем ново для человечества; эти порывы творчества находятся в циклическом развитии в течение многих годов. Я не хочу концентрировать внимание на временных отрезках этих циклов, потому что жанров достаточно много.
Например, если вы следите за новостями касательно Майкла Джексона, вы можете обратить внимание, что он последние 20 лет имел огромное влияние. Это очень естественно, что люди ожидают кого-то в скором времени. Эти порывы творчества не придут от таких старомодных людей, как мы. Мы зациклены на старом типе мыслительных процессов, но ньютайпы среди людей начнут производить эти вещи в ближайшие 2 или 3 года. Я надеюсь, что эти люди получат некоторого рода вдохновение от большого Gundam-робота в Одайбо, и так как я японец, я надеюсь, что подобного рода надежды будут исходить от японцев. Однако, я не могу помочь, и устал я от Интернета , проверяю топики о проекте Gundam. Неудачно, конечно, но наиболее чистые положительные эмоции по проекту Gundam идут из-за рубежом, а японцы им присытились. Они очень привыкли к Gundam. У них нет способности удивляться от него. Я думаю, что это очень даже возможно, но печально, что это вдохновение придёт с другой части мира, не с Японии.
Ну, ладно, последний вопрос.
Как я вас понял, вы мечтаете для будущего использование роботов в целях предотвращения опасностей тоталитаризма. Когда я услышал об этом, я моментально вспомнил о Джордже Орвелле. Как вы соотносите свою работу с его? Он ваш герой? Или как вы вас видите?
Я бы хотел начать с извинения. Но я никогда не читал Джорджа Орвелла. Хотя, конечно, я знаю его. Я читал выдержки из его работ и хорошо его знаю. Вы наверняка спросите, почему я не читал его робот, и ответ в том, что я не способен читать романы и даже работы по научной фантастике.
Однако, я владею информацией об Орвелле, и мой понимание соотносится с тем, что он принадлежит конкретной эпохе. И способ, который они использовал для объяснения идей социализма и тоталитаризма, я не думаю, что если вы привнесете те слова в современную эпоху, то они смогут вызвать тот же эффект или антиэффект на людей.
Когда у вас есть уникальные работы, которые казуистичны и специфичны, они становятся поддерживаемы и неотлучны от текущего положения дел только в конкретную историческую эпоху. Его путь изложения мыслей был значителен для своего времени; но более того в наше время они не сработали бы. Опять извините за моё невежество, но я только узнал о Hannah Arendt за последний год.
Когда я вникаю в её образ мыслей, в то, как она работает над различными темами, и усвоил из её работ одну тему – она верит в концепции или вещи, близкие к вашему сердцу внутри вас. Я прочитал много её работ и симпатизирую её типу мышления. Восхищаюсь ей безмерно. Однако, прочитав её работы, я усвоил, что её способ изложения идей не может затронуть массовую публику. Этот стиль письма, если вы его представите публике, не приведёт к её преобразованию в любимого автора.
Но что меня восхитило в ней, так это её видение человеческой истории в тех 2х направлениях, как оно и должно быть. Первое: история до Мировой войны и после. Я думаю, это Холодная война. И для людей моего поколения, таких как я, до того, как два года назад я начал читать работы Arendt, я думал, что история делится на 2 части, но я думал, что линией раздела была Вторая Мировая Война, а не Холодная война.
Но, как она отметила, мир чрезвычайно изменился только после Холодной Войны. Он изменился из-за спада людской напряженности после Холодной Войны. Однако, я ещё в процессе обучения. Я же только год как узнал о Hannah Arendt, и я ещё читаю ещё её книгу. Я ещё только на полпути к познанию основ тоталитаризма. Из-за того, что я ещё не прочёл все её работы, я не могу на 100% рассуждать о всём, что она думала. Однако, что я начинаю отмечать, так то, что у неё есть чудесные идеи, но я также полагаю, что её стиль изложения материал не подходит для широкой публики. Единственный путь адаптировать её формат мышления для широкой публики – это использование аниме. Аниме будет достаточно удобным инструментом для этого.
Я думал некоторое время об этой проблеме, и я пришёл к выводу, что анимация не есть что-то, что ограничено конкретным веком или эпохой. Оно нечто среднее и более вариативное. Оно может быть использовано. Оно не ограничено конкретной эпохой, и может быть использовано для пересказа множества историй в различных вариациях, в любое время или в рамках любой нации.
Hannah Arendt говорит много интересных вещей. В основном, она полагает, что терроризм не есть нечто, что создаётся отдельной группой как Аль Каида. Однако, терроризм есть результат тоталитаризма. Я не думаю, что каждый в этом зале понимает, о чём я только что сказал. Всё, что я хочу, так это потратить следующие 30 лет на то, чтобы каждый это понял.
Ещё мне нравится, как мисс Arendt описывает политическую деятельность. Она говорит, что политика нужна для сплочения всех людей единой цепью. Когда я смотрю на японских политиков, я верю, что у них иное понимание политики. Они думают, что политика есть просто деятельность, которая включает в себя деятельность.
Мне достаточно везло в процессе моей долгой жизни. И я уже достаточно стар, поэтому могу сказать, что я свободен использовать любые точки зрения, доступные мне. Я хочу иметь возможность выражать все те идеи, к которым я привязан. Мне не стыдно и я не стеснен в использовании любых инструментов, находящихся в моём распоряжении. Я полон страстного желания и амбиций использовать жанр аниме про роботов, и даже миловидных персонажей. Я хочу использовать все эти вещи, что доступны в текущем положении дел, чтобы рассказать те варианты историй, которые бы хотел. Я полон амбиций. Это Томино, которого вы сегодня видели.
Переводчик: UltraM
Перевод приурочен к Наступающему 2011-му Году!
|